Основные параметры мультимедиа-проекторов (в форме вопрос-ответ)
1. Какая зависимость яркости проектора от уровня освещения помещения?
Световой поток мультимедийных проекторов измеряют в ANSI лм. Этот параметр был введен в 1982 году Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI) в качестве единицы, характеризующей среднюю величину светового потока проектора по девяти зонам, равномерно распределенным по площади экрана определённого размера.
Световой поток проекторов сегодня достигает 30 000 ANSI лм. С другой стороны, в самое последнее время появились проекторы минимальных размеров, в которых в качестве источников света вместо ламп используются светодиоды. Световой поток таких проекторов не превышает сотен или даже десятков лм.
Для домашних кинотеатров, рассчитанных на просмотр фильмов в условиях затемнения (категория «Home Cinema»), достаточно использовать проектор со сравнительно небольшим световым потоком, от 600 до 1500 ANSI лм. Если же видеопоказ происходит в освещенном зале, целесообразно использовать проектор с высокой яркостью.
Для приблизительной оценки требуемой мощности светового потока проектора можно воспользоваться следующей эмпирической формулой:
Ф = S x к,
где Ф – световой поток в ANSI лм, S – площадь экрана в кв. м, к – коэффициент, величина которого зависит от уровня освещённости помещения. Для незатемнённых помещений этот коэффициент находится в пределах 500-800, для затемнённых – 200-350.
При этом надо учитывать, что реальный световой поток любого проектора, как правило, на 10-20% меньше паспортного.
Более строгий выбор требуемого светового потока можно произвести по специальной методике, зная уровень освещённости помещения в зоне расположения экрана. Освещённость, выраженную в люксах, замеряют прибором (люксметром).
Необходимо также помнить, что при попадании на экран прямого солнечного света даже самый мощный мультимедийный проектор не сможет обеспечить качественное изображение. Для защиты от солнца необходимо использовать шторы или жалюзи. Полезно также предусмотреть возможность отключения электрического освещения в районе расположения экрана.
2. Как подобрать экран?
Ширина. Следуйте следующим правилам.
1. Ширина экрана равна расстоянию от экрана до первого ряда зрительских мест.
2. Ширина экрана должна равняться или быть больше расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест, разделенного на 6.
В случае разных значений, полученных от двух руководств, следует выбрать вариант с большим значением.
3. Для помещений с ровной поверхностью пола (не амфитеатр) нижний край экрана должен находится не ниже 1,2 – 1,5 м от пола (средний рост сидящего человека)
4. Высота экрана вычисляется по формуле:
H = S / 1,33
для экранов формата 3:4, где Н – высота экрана, S – ширина экрана.
H = S / 1,78
для экранов формата 9:16, где Н – высота экрана, S – ширина экрана.
3. Как рассчитать расстояние от проектора до экрана?
Расчёт проекционного соотношения на основе фокусного расстояния оптики проектора.
Соотношение расстояние до экрана / ширина изображения (ThrowDistanceRatio – проекционное соотношение) может быть рассчитано исходя из фокусного расстояния оптики проектора и размера LCD/LcOS/DLP панели (панелей) проектора.
Обычно оптика проектора имеет два фокусных расстояния – минимальное и максимальное, соотвествующих позициям максимального и минимального увеличения изображения (wide-angle и tele-zoom).
Для проекторов с соотношением сторон матрицы 16 : 9 проекционное соотношение (throw ratio) приблизительно равно:
1.15 * фокусное расстояние / диагональ панели
Для проекторов с соотношением сторон матрицы 4 : 3 проекционное соотношение (throw ratio) приблизительно равно:
1.25 * фокусное расстояние / диагональ панели
Для использование приведенных выше формул размер диагонали панели и фокусное расстояние оптики проектора должны быть приведены к одинаковым единицам измерения (например к миллиметрам).
Также необходимо принимать во внимание, что приведенная здесь формула позволяет вычислить проекционное соотношение достаточно приблизительно. Для получения более точных результатов необходимо обратиться к руководству по эксплуатации конкретной модели проектора.
Рассмотрим примеры:
ПРИМЕР 1
Имеем проектор с соотношением сторон дисплейного устройства 16 : 9, диапазоном фокусного расстояния 32.5 – 44 миллиметра и размером панели 0.8″ по диагонали. Необходимо рассчитать проекционное соотношение. Приводим размер панели к миллиметрам: 0.8″ = 25.4 * 0.8 = 20.3 мм Таким образом диапазон проекционного соотношения для данного проектора составил 1.84 – 2.49 |
На основании проекционного соотношения проектора достаточно легко рассчитать как минимальный и максимальный размер изображения для данного проектора при установке его на определенном удалении от экрана, так и диапазон расстояний на котором проектор должен находится от экрана для получения заданного размера изображения.
ПРИМЕР 2
Рассчитанный диапазон проекционного соотношения для проектора составил 1.84 – 2.49. Имеем экран шириной экрана 2 м. Требуется определить диапазон расстояний с которых проектор способен дать изображение шириной 2 м. Минимальное расстояние = 1.84 * 2 = 3.7 м Таким образом для получения ширины изображения 2 метра проектор должен быть установлен на удалении от экрана 3.7 – 5 метров. |
При этих расчётах надо учитывать, что для того чтобы проектор смог сфокусировать изображение, он не должен находится от экрана ближе минимального проекционное расстояния и не дальше максимального указанных в технических характеристиках данной модели.
4. Как улучшить изображение, проецируемое на учебную доску?
Ультрапортативные модели проекторов Sanyo оснащенные функцией Black (Green) Board (активируется в экранном меню проектора) позволяют проецировать качественное изображение на школьные доски зеленого или черного цвета.
5. Проекторы бывают «одноразовые» и «обслуживаемые»?
Проектор не станет «одноразовым», если следовать трем основным правилам его обслуживания:
- не отключать проектор от сети питания сразу после его выключения
- обязательно подключать проектор к сети через источник бесперебойного питания
- примерно раз в месяц чистить (продувать) фильтр от пыли проектора (у Sanyo есть проекторы с активными фильтрами от пыли, в таких проекторах, в зависимости от модели, фильтр можно чистить раз в 3000 -, 10000 -, 25000 – часов).
6. Правда, что стоимость лампа составляет 50% от стоимости проектора?
Лампы для проекторов, как правило, изготовляют только два производителя – Osram и Philips. Поэтому стоимость ламп у всех производителей проекторов примерно одинаковая. Для бюджетных моделей она действительно составляет примерно 50%.
7. Можно ли при использовании проектора обойтись без экрана?
Да, для проецирования можно легко использовать белые маркерные, а также электронные интерактивные доски.
Многие новые проекторы имеют также специальный режим для показа на цветной поверхности: например, серой стене или классической классной доске. Однако в этих случаях нужно иметь в виду, что вы идете на определенный компромисс в вопросе качества изображения.
8. Каково среднее значение светового потока среди проекторов последнего поколения?
Самую популярную категорию сейчас составляют ультрапортативные бизнес-проекторы с потоком 2000 – 2500 ANSI лм. Для домашнего использования выпускаются модели с широкоформатными матрицами и световым потоком 700 – 1100 ANSI лм, так как комфортная обстановка на видеосеансе предполагает определенное затемнение. Во вместительных помещениях работают проекторы яркостью до 7000 ANSI лм. Такие модели легко используются в больших конференц-залах и даже кинотеатрах.
9. Что такое мультимедиа-проекторы и чем они отличаются от видео проекторов?
Мультимедиа-проекторы предназначены для демонстрации как компьютерного, так и видеоизображения, в то время как видео проекторы демонстрируют только видеосигнал.
10. Может ли в проекторах использоваться сменная оптика?
Многие проекторы, предназначенные для долговременных инсталляций, позволяют подобрать оптимальный объектив для использования в конкретном помещении, исходя из места крепления проектора, расстояния до экрана и размеров изображения. Обычно линейка дополнительных объективов от производителя проектора дает широкий выбор моделей – широкоугольные, стандартные и длиннофокусные с разным оптическим увеличением и другими параметрами.
Многие серьезные профессиональные проекторы конструктивно позволяют смещать объектив для каскадного включения проекторов (вертикальное смещение) или более гибких возможностей при выборе места установки (вертикальное и горизонтальное смещение).
11. Что такое экономичный режим работы проектора?
Экономичный режим работы сейчас встречается в большинстве новых проекторов. Он означает работу лампы проектора с меньшим накалом для получения менее яркого светового потока (примерно на 20 процентов), и следовательно, изображения на экране.
Если проектор используется для презентации при достаточном освещении, чтобы создать рабочую остановку и предоставить возможность делать записи, экономичный режим обычно не требуется.
Но при показе видео в условиях затемнения более комфортным для восприятия можно считать менее яркое изображение, и экономичный режим проектора оказывается очень кстати. Дополнительными преимуществами экономичного режима является снижение уровня шума и продление срока службы лампы.
12. Изображения каких сигналов могут воспроизводить мультимедиа-проекторы?
Мультимедиа-проекторы работают со всеми персональными компьютерами и компьютерами Macintosh (в некоторых случаях, возможно, потребуется изменить разрешение выходного сигнала для демонстрации проектором). Это выполняется на панели управления – дисплей – установки. Все проекторы имеют стандартный вход 15-pin mini D-sub или, в случае нестандартного разъема проектора, переходной кабель в комплекте для подключения к стандартному выходу.
Многие модели проекторов оснащены цифровым видеоинтерфейсом и могут принимать цифровой сигнал, что существенно повышает качество изображения, так как не возникает потерь преобразования.
Практически все мультимедиа-проекторы поддерживают большинство видеостандартов NTSC, PAL, SECAM и содержат композитный видеовход и вход S-Video.
13. Какие лампы используются в мультимедиа-проекторах?
С применением в презентации компьютерной анимации и демонстрации видеоизображения, когда объект может появиться в любой части экрана, возросли требования к яркости изображения по всей поверхности экрана. Специально для этих целей в 1992 году Американский институт Национальных Стандартов разработал универсальный метод для вычисления яркости светового потока, по которому ANSI-люмены (ANSI лм) стали основным стандартом светового потока.
1. Освещенности помещения: чем светлее в зале, тем менее ярким кажется изображение.
2. Типа покрытия полотна экрана: есть экраны, полотно которых усиливает отраженный световой поток в несколько раз, но это всегда сопровождается сужением угла обзора.
3. Расположения проектора и экрана относительно падающего света: при прямой внешней засветке изображение теряет яркость.
4. Размера проекции: меньшее по величине изображение выглядит более ярким.